Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

«Держи свой ум во аде и не отчаивайся» — преподобный Силуан Афонский

Сегодня православные христиане вспоминают преподобного Силуана Афонского. В день памяти святого, мы расскажем вам почему малограмотный монах из России стал одним из самых известных святых прошлого столетия.

23-Silouan_of_Athos-Kes_b

Преподобный Силуан (в миру – Семен) родился в России в 1866 году в селе Товское Томбовской губернии. Скончался на Афоне в 1938 году. День его смерти (11 сентября по старому стилю и 24-е по новому) отмечается Церковью как день памяти.

Преподобный Силуан не был мучеником, и нам неизвестно, чтобы он творил чудеса и исцелял приходящих к нему больных. У него не было многотысячной паствы, как, например, у недавно прославленного преподобного Порфирия Кавсокаливитского, и он не оставил после себя многотомного собрания сочинений. Силуан Афонский, может быть, вообще оказался известен лишь благодаря своему ученику архимандриту Софронию (Сахарову), который написал о нем книгу. Однако он один из самых известных святых XX века.

Почему? Его путь – ориентир и добрая наука современному человеку в том, что спасение происходит не через внешнее делание, но через смирение. Его жизнь –пример того, как Господь выбирает Себе не мудрых мира сего, а простых.

Полуграмотный молодой человек из России, он всю жизнь мечтал о монашестве, сам добрался до Афона, а на Святой Горе стяжал такой силы благодать, любовь ко Христу и смирение, что даже при его жизни находились те, кто говорил: вот он, истинный святой.

scale_2400 scale_2400 (1)

Как таковых фактов о жизни преподобного Силуана практически нет. Из его жизнеописания можно составить лишь общее представление о святом. Например, отец, хотя и воспитал сына в любви к Богу (да и сам являлся образцом христианского отношения к людям), однако попросил того сначала отслужить в армии и только потом, если захочет, оставить мир.

Для будущего подвижника это стало первой проверкой. Ревность к иноческой жизни стала угасать. Семен был молодой и красивый, к тому же из зажиточной семьи. И перед армией он «вкусил много из того, что принято называть грехом», и, казалось, даже забыл о своем желании.

По воспоминаниям самого преподобного, образумила его Пресвятая Богородица. Как-то раз в «тонком» сне ему почудилось, что он глотает змею, а проснувшись от омерзения, он услышал женский голос: «Ты проглотил змия во сне, и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь». Этот положило начало его раскаянию.

А окончательно утвердил Семена в желании новой жизни поход к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он шел испросить благословение и молитв, чтобы мир не задержал его. Святого он не застал, но оставил записку и, как сказано в жизнеописании, «уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое с тех пор не переставало повсюду, где бы он ни находился».

И через неделю он отправился самостоятельно на Афон, где оказался в 1892 году в возрасте 26 лет.

В начале духовного пути Господь открывается человеку, чтобы «направить», вдохновить и дать силы, а затем «отходит» на время, чтобы научить его идти самостоятельно. И то, и другое было пережито Силуаном с особой глубиной и остротой.

Согласно житию, в самом начале иноческой жизни он сподобился благодати такой силы, которая для иных опытных монахов была неведома. А затем на несколько лет был низвергнут в такую пучину уныния и богооставленности, что доходил в этих состояниях до полного отчаяния. Сам Силуан объяснял происходившее не столько «духовными законами», сколько собственным тщеславием, которое по неопытности не сумел отследить.

Много лет Господь попускал ему быть подверженным нападкам бесов. Это выражалось и в тяжелых моральных состояниях: бесы то пытались вознести Силуана, внушая помысел, что он уже стал святым, то повергали в пучину отчаяния, говоря, что со своими грехами он никогда не спасется.

Они являлись ему и физически, и даже в виде «чудесных явлений»: однажды келия его вся наполнилась дивным светом, но потом этот свет стал такой силы, что преподобный мог видеть все свои внутренности.

Проведя в таком состоянии многие годы, он дошел почти до полного изнеможения, пока чудесным образом не был спасен Тем, Кому отдал свое тело и жизнь.

scale_2400

Лучше всего об этом моменте рассказано в книге «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова) в самом ее начале. Мы процитируем этот отрывок:

«Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», – но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая».

Одно из негласных правил Афона – не говорить о человеке как о святом, пока тот жив. Когда об этом правиле вспоминают, то чаще имеют в виду ситуацию, когда все уже признали монаха святым, но смиренно молчат. Преподобного Силуана это правило касалось иным образом: большинство братии не смогло при жизни разглядеть в нем святого. Силуан, по их мнению, был слишком прост и лишен видимой утонченности, чтобы казаться избранным.

Говорят, многие из братии поверили, что это был великий подвижник лишь после его смерти, когда были обнаружены его личные записи. Преподобный писал их для себя изредка, время от времени. Эти короткие тексты поражают своей глубиной и искренностью. Они без конца переиздаются на разных языках. Их лейтмотив: покаяние, любовь к Богу и Божия Любовь к человеку.

«Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу. И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, – потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата».

«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа».

«Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего не ждем».

Как и преподобный Серафим Саровский, он специально не размышлял и не формулировал никакого «своего» учения, но все равно остался в памяти Церкви как монах, создавший свое учение. Его можно свести к одной единственной фразе-вразумлению, которое Силуан сам же получил во время очередного периода бесовских искушений: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».

Лишь осознавая себя достойными ада и осознавая, насколько греховна по своей сути природа человеческая (и не теряя при это упования и любви к Богу), – лишь так мы выжигаем в себе страсти. «И только так, – заключал преподобный, – побеждаются враги. А когда я умом выхожу из этого огня, то помыслы снова приобретают силу»…

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

https://zen.yandex.ru/elitsy_media

24.09.2022 Автор: Категории: Uncategorized Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *