Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

29 МАРТА — МАРИИНО СТОЯНИЕ

Так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).

На этой утрене полностью прочитываются Великий покаянный канон и житие прп. Марии Египетской. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни.

mariino_stoyanie_2019_1 uk633137 мария египетская llurg6crqao

Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — главная особенность данной утрени. Эта практика появилась примерно в IX веке, ее предыстория такова.

17 марта 790 года в Константинополе случилось землетрясение. Это событие было столь значимо, что «попало» в Месяцеслов Константинополя.

Во время этого землетрясения монахини монастыря Святого Патапия (святой VII в., память 8 декабря) в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Этот прецедент повлиял на то, что впоследствии Великий канон стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.

Землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.

Сначала память землетрясения служилась всегда 17 марта и выпадала на разные дни постной Триоди. Впоследствии по причине неудобства такой ситуации было принято решение закрепить службу Великого канона за определенным днем постной Триоди. Этим днем был выбран четверг 5‑й седмицы и произошло это во 2‑й половине IX века. Одной из причин, вероятно, стало то обстоятельство, что на вечерне четверга в качестве паремии читается фрагмент о гибели Содома; в связи с этим на этот день была определена память о другом бедствии, ниспосланном Богом – землетрясении.

Начиная с XI века в службу четверга 5‑й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. Считается, что первичным было добавление жития, которое связано с каноном идейно: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали присоединять и тропари канона.

Чтение жития преподобной Марии Египетской – запоминающаяся особенность этого богослужения; более того, это – единственное уставное чтение, которое сохранилось в нашей приходской практике. Учитывая продолжительность службы, то обстоятельство, что Великий канон слушается стоя; служба названа «стоянием»; а по причине чтения жития преподобной Марии – «Марииным стоянием».

Это название не употребляется в богослужебных книгах, оно – исключительно обиходное, разговорное. Впрочем, в XXI веке оно стало столь популярным, что проникло даже в литургическую литературу.

 

28.03.2023 Автор: Категории: Uncategorized Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *