Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

Вознесение Господне

40-й день после Светлого Воскресения отмечен в православном календаре праздником Вознесения Господня – одним из двенадцати самых важнейших праздников. В 2015 году он приходится на 24 мая и имеет 9-дневное попразднство.

Священное Писание говорит, что в течение сорока дней апостолы имели возможность общаться с воскресшим Господом, Который многократно являлся им, научая их тайнам Царства Небесного. Они уже не были теми испуганными, пребывающими в недоумении учениками, когда Господь лежал во Гробе.

В тот день Иисус Христос явился им, продолжая поучать, а затем вышел с ними из Иерусалима в сторону Вифании на гору Елеонскую. С ними была Пречистая Богородица Мария, жены-мироносицы, были и другие последователи, уверовавшие в Него. Все они в благоговейном трепете беседовали с Божественным Учителем, взирали на просветленные черты Его лица. Предчувствуя, что вот-вот произойдет что-то очень важное, ученики интересуются, а не настало ли время восстановления Царства Израильского. То есть они, ещё не принявшие Духа Святого, продолжают порой мыслить земными, человеческими категориями, мечтая о возрождении могущественного Израильского царства, свободного от римского ига.

И Господь говорит: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли». (Деян. I, 7-8) Христос повелел им не покидать Иерусалима, ожидая сошествия Духа Святого, а затем идти и в Иудею и в Самарию и даже до края земли и научить людей исполнять Евангелие, заповеди Божии. А затем благословил внимавших Ему и вознесся на небо. Ученики пребывали в некотором недоумении до тех пор, пока не явились им два ангела и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. I, 11).

Еще до Своей крестной смерти Спаситель сказал: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32). И теперь эти слова сбываются. Отныне наши взоры и помыслы должны быть устремлены в небеса, туда мы должны стремиться всей душой, поскольку Господь показал нам путь домой. Он восходит на небеса и восседает по правую руку Бога Отца. И что нам особо важно: Господь возносится на небо в человеческом теле, напоминая о том, что земная жизнь – это ещё не всё, что мы принадлежим и Небу – то есть, вечному и духовному, которое неизмеримо выше всех земных проблем и ценностей. И ещё Вознесение означает, что каждый человек может попасть на Небо – имеет возможность подниматься и совершенствоваться духовно, и процесс этот бесконечен. Ибо наша человеческая природа стала «причастницей божественного естества», нам возвращено утраченное достоинство и подарено Божественное усыновление.

Праздник Вознесения Господня осенен легкой грустью: мы расстаемся с Пасхой. Однако мы должны помнить, что Пасха вечна: каждый воскресный день мы снова приобщаемся к ней. Вознесение – это не утрата Пасхи, а наоборот – исполнение Божественного замысла о человеке.

Вознесение – это праздник расставания, но именно – праздник. Господь оставляет учеников и возносится на небеса для того, чтобы уготовить там место Своим истинным последователям, чтобы все они были там, где и Он (см. Ин. 14:2–3).

Давайте помнить последние слова Спасителя, обращенные к Своим ученикам, а, следовательно, и к нам: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Эти слова согревали и продолжают согревать души православных христиан в бурях земных невзгод, в противостоянии с искушениями и даже бесовскими нападениями. Вдумаемся в слова апостола Павла, который не ходил вслед за Христом, не был свидетелем Его страданий, Воскресения и Вознесения. Однако он так искренне принял Господа, и так послужил Ему, что мы почитаем его вместе с Петром первоверховными. Апостол Павел в Послании к Римлянам написал: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:35). Действительно, если Бог за нас, кто против нас? Рим. 8:31).

С престольным праздником в этот день поздравляем жителей с. Белавки. Именно в этом селе стоит храм в честь Вознесения Господня.

Белавка, как и большинство населенных пунктов современного Воротынского района, была основана на землях князей Воротынских в XVII веке. Во всяком случае, в Писцовой книге 1677 – 1678 гг. упоминается село Беловка.

Об истории села сохранилось мало свидетельств. Известно, что сначала оно принадлежало князьям Воротынским, затем Головиным, в результате банкротства последних вместе с Воротынцем и Семьянами было разыграно в лотерею в 1822 – 1823 гг. Государство выкупило село, и оно перешло в удельную собственность.

Первый храм был построен в XVII веке и был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Судя по всему, он был деревянным и к началу XIX века обветшал. На средства прихожан и удельного ведомства в Белавке в 1824 году был построен каменный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь св. Николая Чудотворца. В память о прежнем храме поставили часовню, но она до нашего времени не сохранилась.

Вознесенская церковь построена в традициях позднего классицизма: ее венчает купол на большом барабане, стены алтаря украшены горизонтальным рустом, окна имеют арочные завершения, северный и южный фасады украшают портики со спаренными пилястрами дорического ордера и разорванными треугольными фронтонами.

Ярусная колокольня, как свидетельствуют документы, была построена после 1894 года по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Владимира II.

С 1880 года в храме служил иерей Харитон Иванович Невский. Помимо трудов церковных о. Харитон с 1892 года до 1906 года являлся заведующим и законоучителем церковных школ в селе Белавка и д. Березов Майдан, а с января 1895 г. он был утвержден в должности наблюдателя церковноприходских школ по Васильскому уезду.

Отец Харитон имел государственные и церковные награды, в том числе многочисленные благодарности епархиального начальства, серебряную медаль на Александровской ленте и бронзовую медаль за бесплатные труды по первой всеобщей народной переписи.

Вместе с матушкой Елизаветой Васильевной отец Харитон воспитал шестерых сыновей и двух дочерей.

За его могилой на сельском кладбище жители села ухаживают до сих пор.

Известно также, что храм закрыли летом 1939 года, последним священником был Павел Васильевич Бенедиктов.

В военное время в теплой части церкви жили заключенные, они строили в 1942 — 1943 гг. дорогу стратегического значения Казань – Горький, пролегавшую первоначально через территорию Белавки. После войны в храме располагался склад, школьный спортивный зал.

Сегодня трудами и средствами жителей села, благотворителей, сельской администрации Вознесенский храм возрождается: отремонтированы алтарь и трапезная, восстановлена кровля, стены храмы покрашены снаружи, на колокольне установлен крест. Верим, что труды ваши увенчаются возрождением приходской жизни и восстановлением богослужений в храме.

Дюжаков А.М.

19.05.2015 Автор: Категории: Новости Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *