ЖИТИЕ И СЛУЖЕНИЕ БОГУ ЦАРСКИХ МУЧЕНИКОВ
Великий всероссийский император Николай Второй — старший сын Александра Третьего и Марии Феодоровны. На свет он появился 6 мая 1868 года. Дата его рождения совпала с днем праведного Иова Многострадального. Воспитывался будущий царь в строгости и получил хорошее домашнее образование. С ранних лет начал проявлять искреннюю любовь к Богу.
Юный цесаревич Николай в совершенстве владел несколькими иностранными языками, идеально разбирался в военном деле, был очень эрудированным и всесторонне развитым. В программу его обучения также были введены уроки политической истории. Это было необходимо для подготовки к государственной деятельности.
После завершения учебы в 1890 году Николай совершил увлекательное кругосветное путешествие. Продолжительное время он провел в Японии, Египте и Индии, после чего через Сибирь возвратился в родной Петербург.
Супруга Николая Второго, императрица Александра Феодоровна, появилась на свет в столице германского герцогства Дармштадте 25 мая 1872 года. При рождении принцесса получила имя Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса. Ее родителями были принцесса Алиса Английская и герцог Гессен-Дармштадский Людвиг.
Благодаря жизнерадостному характеру и детской непосредственности маленькую принцессу называли «санни», что в переводе с английского означает «солнечная» или «солнышко». Кроме Алисы в семье было еще шестеро детей. Их воспитание происходило в строгих патриархальных и христианских традициях.
В 1894 году принцесса Алиса и цесаревич Николай обвенчались. Торжественная церемония состоялась 8 апреля. После этого императрица приняла имя Александра.
На следующий год после бракосочетания у императорской четы родилась первая дочь — великая княжна Ольга. После нее появились на свет еще три княжны — Татьяна, Мария и Анастасия Романовы. Наследник Алексей родился в 1904 году.
ЦАРСКИЙ КРЕСТ
В 1896 году произошла коронация Николая Второго, его венчание на Царство. В Москве по этому поводу была торжественная церемония. Императорская чета была повторно посвящена в таинство святого Миропомазания. Именно с этого момента Государь Николай осознал, что он является подлинным Божьим помазанником. В начальные годы царствования императора Николая Второго было осуществлено несколько важных правительственных реформ, вследствие которых удалось достичь благоприятного положения в Российской Империи.
Императорская чета долгое время жила счастливо и гармонично. Среди прочих правителей Николая выделяла глубочайшая религиозность и духовность. Все члены семьи чтили православные традиции. Во время поездок по империи посещали православные храмы, искренне поклонялись мощам и иконам святых.
Однако для четы Николая и Александры было недостаточно коротких богослужений, регулярно совершаемых в храмах. Именно поэтому специально для царской семьи начали совершаться полноценные службы в Феодоровском соборе, который находился в Царском селе. Все убранство этого собора было выдержано в стиле шестнадцатого столетия.
Приближенные к царю люди в каждом его слове чувствовали искреннюю непоколебимую веру в Господний промысел. Они были уверены в том, что он ведет Российскую Империю к счастливому и светлому будущему, а все испытания, которые выпадают на долю царской семьи, являются преходящими и мимолетными. Да и сам государь до самых последних дней своего царствования сохранял оптимизм в своем характере.
В Петрограде в январе 1905 года начиналась революция. Работники большинства столичных предприятий устраивали забастовки, требуя улучшения своих жизненных условий. Шестого января, перед Рождеством на Неве совершался чин водоосвящения. Во время салюта произошел выстрел из картечи, и одна пуля упала недалеко от места, где стоял император. Это событие было явным покушением на жизнь правителя, однако в результате расследования не было выявлено никакого злого умысла.
Девятого января произошло первое серьезное столкновение рабочих с царской армией. Постепенно в стране антиимперский террор усиливался и укреплялся. Летом император совершил несколько шагов навстречу оппозиционно настроенному обществу. Однако несмотря на это, продолжались революционные вспышки, которые достигли своего апогея к октябрю. Семейная жизнь императора протекала в этот период практически без внешних изменений. Лица, приближенные к царской семье, отмечали удивительную простоту, гармонию и взаимную любовь, которые в ней царили. Царь отрекся от престола в 1917 году.
СМЕРТЬ
После отречения от престола второго марта 1917-го Николай с семьей был заключен под домашний арест в имении, расположенном в Царском Селе. Летом они были отправлены в ссылку в город Тобольск по решению временного правительства. Затем весной 1918 года семья вместе со слугами была сослана в Екатеринбург.
Последний российский император Николай Второй вместе со своей семьей принял мученическую смерть в 1918 году, в ночь с 16 на 17 июля. Все были расстреляны по приказу большевиков. Казнь произошла в подвале дома, принадлежавшего инженеру Ипатьеву. Этот дом служил для узников тюрьмой и охранялся двенадцатью солдатами. Однако арестованным было дозволено совершать богослужения. Единственным утешением в этот страшный период для Николая и его домочадцев оставалась светлая молитва.
Основанием для расстрела императорской семьи, а также всех слуг стало Постановление Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые возглавляли представители большевистской партии. Помимо императора Николая с императрицей Александрой, княжон и царевича, жертвами расстрела стал доктор Евгений Боткин, а также слуги семьи горничная Анна Демидова, камердинер Алексей Трупп, а также повар Иван Харитонов.
Свою трагическую участь семья царственных страстотерпцев приняла очень мужественно. До наших дней сохранилось письмо княжны Ольги, в котором она отметила, что отец Государь всех простил и просит не мстить за него. Несмотря на усиливающееся в мире зло, победить его сможет только любовь. 21 июля 1918 года патриарх Тихон во время богослужения в Казанском соборе в Москве сообщил о свершении чудовищного деяния — казни святой царской семьи.
На протяжении многих десятилетий место захоронения расстрелянной императорской семьи оставалось засекреченным. Первые предположения о нахождении царственных останков появились лишь в 1991 году — поблизости Екатеринбурга. В 1998 году, в день памяти святых мучеников 17 июля их останки захоронили в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга.
ОТРЕКСЯ ОТ ПРЕСТОЛА РАДИ БЛАГА СТРАНЫ?
Можно годами анализировать все «ошибки» внешней и внутренней политики Николая ІІ, обвинять его за то, что слушал Распутина, а 2 марта 1917 года так легко отрекся от престола.
Можно часами говорить о том, что император был настолько слабохарактерным, что во всем слушал жену, жил прошлым веком и не хотел принимать того, что Россия выросла из абсолютного самодержавия. Но оставим эти вопросы для рассмотрения историков и политологов.
Как бы там ни было, последний император поступал так не ради себя. Если бы он спасал «свою шкуру» и семью, то на следующий же день оказался бы в Европе. С немецкими и британскими корнями императрицы, а также и его пестрой родословной было бы не так уж трудно найти себе приют в «теплой загранице».
На самом деле Николая ІІ убедили в том, что без его правления народу будет лучше. Но даже отказавшись от престола, он не смог покинуть страну. Да и его супруга потом написала в дневнике:
«Без веры невозможно было бы жить… Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем.»
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ
С 1920-х годов православные люди, проживающие в ближнем зарубежье, искренне молились о том, чтобы царская семья наконец-то обрела упокоение. В результате этого за рубежом Русская православная церковь канонизировала мучеников в 1981 году. Примерно через двадцатилетие, в 2000 году святая царственная семья была канонизирована и в России.
Почитают семью святых царственных страстотерпцев за преданное поклонение Богу, а также за мученический подвиг. К своей державе император с императрицей относились, как к собственной семье. А это превосходный пример для других руководителей страны. Царская семья относилась к народу по-христиански, и даже ценой собственной жизни продолжала служить ему.