«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко И Святое Воскресение Твое хвалим!»
«Сегодня мы чтим Крест Господень, его Воздвижение. Во времена казни Господа нашего Иисуса Христа крест был позорным древом. для иудеев он был скверным, к нему прикасаться было нельзя, потому что к нему прикоснулась смерть. И поэтому во времена Христа Крест Животворящий не был обретен. Его почитание началось со времен царицы Елены, когда желая обрести Крест Господень она отправилась на Святую Землю. Но как найти крест на Святой Земле? За такое время все изменилось. Когда она приехала на Святую Землю, она стала искать свидетелей, тех, кто мог ей что-то рассказать о том, где было место казни. Нашелся один старый еврей, который показал это место. Там уже стоял языческий храм. Как и предрекал Господь, в 70-м году, через 40 лет после Его смерти и Воскресения Иерусалим был захвачен римлянами. Они насадили туда свою культуру. На месте Распятия стоял языческий храм, который царица Елена приказала снести. Затем она повелела вести раскопки. Иерусалим стоит на известняковых, карстовых породах. Там очень большая напряженность с водой. Воду местные жители собирали во время дождя. Люди они практичные и собирают воду в карстовых пещерах, которые они называют «цистернами». Цистерна — это хранилище воды, грот, к которому подходит водосток. В засушливое время оттуда можно брать воду и использовать по необходимости. Когда такая пещера перестает использоваться для сбора воды, она начинает использоваться для сбора мусора. Именно в такую карстовую пещеру после казни был сброшен Крест Господень.
Царица Елена повелела искать Крест в этих цистернах. Когда начали копать, появилось благоухание. Чем больше копали, тем оно было сильнее. Когда нашли крест, то благоухало все вокруг. Одновременно нашли три креста, их сбросили одновременно. Как же определить, какой из них был Крест Господень? Решили, что он должен был обязательно обладать чудодейственной силой. Раз на этом кресте воскрес Господь, то сила Воскресения должна обязательно передаться этому Кресту. Кресты стали прикладывать к покойнику, который умер. Когда приложили Крест Господень, покойник ожил. Это было чудо, которое явил Крест Господень. Так как там собралось очень много народа, то чтобы все увидели этот крест, патриарх Макарий начал его поднимать со словами: «Господи, помилуй!» Другими словами, Воздвижение — это поднимание Креста над народом, чтобы все увидели Крест, на который был распят наш Господь. И в наши дни, когда служит архиерей, то Чин Воздвижения Креста Господня совершается.
Для нас Крест — это Древо спасения. Как Древо познания Добра и Зла ввело нас в изгнание через грех Адама и Евы, так Древо Креста ввело нас в жизнь Вечную. Мы носим крест на груди, мы радуемся. От креста исходит величайшая сила — сила воскресения. Крест нужно носить и никогда не снимать. Потому что нас охраняет сила Животворящего Креста».
(проповедь протоиерея Андрея Самсонова в день Воздвижения Креста Господня)