«Прощаются тебе грехи твои!» Исцеляющее Слово
Сегодня, во второе воскресение Великого Поста, в Храме в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Огнев-Майдан состоялась Божественная Литургия. Жители села дружно пришли на службу, и Храм, по словам Спасителя, стал «домом молитвы».
Настоятель Храма, протоиерей Андрей Самсонов, произнес проповедь на тему сегодняшнего Евангельского отрывка об исцелении расслабленного. Сюжет отрывка всем известен: четверо дерзновенных друзей принесли страдающего неисцелимым недугом товарища на исцеление Спасителю. Их вера была так велика, что они разобрали крышу и спустили носилки с больным прямо к ногам Иисуса. Господь, видя их дерзновение и веру, сказал больному: «Прощаются тебе грехи твои». Для того времени, это были совершенно необычные слова. Ведь только Господь мог исцелить словом. Это и произошло — по молитвам друзей, по их вере, Спаситель своим словом простил грехи и исцелил расслабленного. Насколько важна наша молитва за близких!
О том, какой сосредоточенной должна быть наша молитва и как этого достичь, отец Андрей рассказал на примере святителя Григория Паламы, память которого совершалась сегодня. Святитель Григорий жил в Солуни (Фессалониках), был последователем сосредоточенной духовной молитвы — умного делания, которое требовало уединения и безмолвия. Молитвенное умное делание было усвоено афонскими подвижниками и получило название исихазма. Его последователи стали называться исихастами. Во время духовной молитвы в тишине и уединении, исихасты достигали Божественной благодати, и даже видели Божественный нетварный свет.
Около 1330 года в Константинополь приехал ученый монах Варлаам, остроумный и талантливый оратор, автор трактатов по логике и астрономии. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещеваниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Отец Андрей рассказал нам, что молитва бывает трех видов — просительная, благодарственная и наивысшая — созерцательная. Наиболее распространена молитва просительная, которую мы творим от недостатка. Но не менее важно благодарить Бога за всё, что мы имеем, творя молитву от избытка, благодарственную. Ведь премудрый Господь дает человеку все, что ему нужно. А если у нас нет чего-то, значит иметь нам это не полезно. Значит, и за это мы должны благодарить Бога, промыслительно устраивающего нашу жизнь.
Батюшка пожелал всем идти дорогой Великого Поста никого не осуждая, не обижаясь и не раздражаясь. ведь главная задача Поста — духовное возрастание человека.