Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

Торжество Православия

torzhestvo-pravoslaviya  1108057-1554284804076-fb7f63b9dd503  20200308  regnum_picture_15836461501840698_normal


Ежегодно в воскресный день первой седмицы Великого поста христианами празднуется Торжество Православия. Верующие вспоминают о том, как православной церковью было окончательно отвоёвано право использовать иконы, молиться перед ними, а иконоборчество отошло в небытие.
Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон.
Идея, выдвинутая иконоборцами, состояла в том, что лики святых равносильны идолопоклонничеству, то есть, по сути, ничем не отличаются от язычества. Иконоборчество быстро распространилось по многим государствам. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям.
Иконы тщательно скрывались истинно верующими людьми. Последним приходилось бороться за возможность изображать Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и прочих святых, а также возносить молитвы перед их образами. Гонения и лишения христиан распространялись и на уничтожения мощей святых, а иконы у людей забирали, предавая их огню.
Кто же посмел ослушаться, решил спрятать у себя дома запрещённые предметы – того ждала незавидная участь пленника в темнице или даже казнь. А поддерживала иконоборчество начавшаяся гражданская война на византийских землях.
Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.
После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. Кардинальные перемены возникают лишь 20 января 842 года, когда к власти после смерти императора Феофила приходит его жена, императрица Феодора. Женщина исповедовала христианство, очень негативно относилась к иконоборческим взглядам своего супруга. Скорее всего, именно она убедила императора накануне смерти поменять убеждения.В 842 году, при трехлетнем сыне императора Феофила, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери, Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор (787 года) был признан Вселенским.
Под конец первой недели Великого поста в 843 году по приказу императрицы Феодоры заключённых христиан освобождают из темниц, восстанавливая их в должностях. Тогда-то была проведена особая служба, проходящая в Софийском соборе, Феодора назвала иконоборчество «ересью», провозгласив о возвращении почитания икон.По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход.
По преданию, правительница на службе искренне благодарит Господа за прощение покойного мужа, сделавшего при жизни много недостойных дел (речь шла о преследовании христиан и уничтожении священных образов). Впоследствии некоторое время имя усопшего императора Феофила находилось в чине анафемы, но затем было исключено из него.
Когда торжественная служба в Софийском соборе завершилась, верующие вынесли на улицу иконы, как подтверждение своей победы в борьбе с иконоборчеством. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема. Затем святые изображения начали торжественно возвращать в храмы, размещать на воротах домов, городов.
Что касается иконоборцев, то им предложили или смириться с принятием икон или отказаться от служения Церкви. Самое первое Торжество Православия знаменовало собой не только поражение иконоборцев, но и окончательное устранение ложных заблуждений, ереси.
С того самого времени – с 843 года нашей эры каждый год отмечается день Торжество Православия, когда вспоминается святая императрица Феодора, которой выпала особенная роль в истории христианской религии.
В том же 9 веке Патриарх Мефодий создаёт особый чин Торжества Православия, используемый до сегодняшнего дня.

 

21.03.2021 Автор: Категории: Uncategorized Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *