Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

21 СЕНТЯБРЯ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Бездетная Рахиль с отчаянием взывала к мужу: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт. 30, 1). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия; что если не сам он, то его потомки будут участниками славного и блаженного царства мессианского. Бездетность убивала такие надежды, повергала еврейскую семью в крайнюю скорбь, величайшую печаль. И чем праведнее по жизни и крепче в вере был иудей, тем тяжелее было для него испытание бездетностью.

Промыслу Божию было угодно, чтобы «молитва (праведников) купно и воздыхание во уши Господни вниде» (икос), и им возвещена была величайшая радостная весть. Наступил один из великих праздников, когда, по закону Моисееву, каждый еврей должен был «явиться пред лице Господне» – к скинии или, впоследствии, к храму – и здесь принести жертвы Богу.

В один из праздников Иоаким по обычаю принес в Иерусалимский храм богатые дары. Однако первосвященник Иссахар не захотел принять от него приношений как от человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи. Укоряя Иоакима, он говорил: «Твоих даров не следует принимать, т.к. ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божиего благословения».

Горечь обиды и незаслуженного оскорбления была усилена для Иоакима тем, что и со стороны окружавших он не только не встретил сочувствия, а услышал окрик иудея из колена Рувимова: «Ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства».

С подобными же укорами обратился к Иоакиму иудей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня принести дар Богу? Разве ты не осознаешь, что недостоин с нами приносить дары, поскольку ты не оставил семени во Израиле?».

rozhbogor3 rozhbogor4 rozhbogor5 unnamed p1asmhbbpni2m1g7k2pj5j71boo7 rozhbogor10

Эти упреки до глубины души опечалили Иоакима. В великой скорби вышел он из храма, тяжело переживая унижение и отвержение своего дара. Он не возвратился в свой дом, но из храма ушел в пустынные места близ Иерусалима, где паслись его стада. Со слезами молился он Богу, прося у Него милости и разрешения неплодия. К молитве Иоаким присоединил пост и 40 дней не вкушал пищи. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал отказом: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы и домом эта пустыня, до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостию Господь Бог Израилев». Здесь в пустыне старец горячо молился об избавлении от поношений и позора. Вспоминая Авраама, своего праотца, которому Господь даровал сына в старости, праведный Иоаким молился, чтобы и ему Господь оказал такую же милость, разрешил неплодство жены его.

Между тем известие об иерусалимском поношении Иоакима за бесчадие в храме и о плаче его дошло до праведной Анны, и все 40 дней отсутствия супруга она плакала и молила Бога о помощи и милости. Предание Церкви повествует, что однажды Анна вышла из дома в сад и увидела на вершине лаврового дерева птичье гнездо с малыми птенцами. Это еще сильнее разбередило ее сердечную рану, и она обратилась с молитвой к Богу: «Я одна грешнейшая всех Израильских дочерей и униженная пред всеми женами. Все они на своих руках носят детей, все утешаются чадами своими. Одна я лишена такой утехи. Всех их Церковь Божия принимает с дарами за чадородие. Одна я отринута от Церкви Бога моего. Я не уподобилась ни птицам, ни зверям, имеющим плод, ни земле, приносящей семена. Увы мне! Господи! Одна я грешная обнищала от плодотворения. Господи! Ты Сарре дал в старости сына Исаака, разверз утробу Анны, матери Самуила пророка. Разреши болезнь сердца, разверзи мою утробу и покажи плодоносной. Рождаемое я принесу в дар Тебе» (Маргарит).

Услышана была скорбная и слезная молитва праведницы – и «рыдание Анны в радость преложися» (стихира на стиховне). Предстал пред ней Архангел Гавриил и возвестил ей радостную весть, сказав: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой, через Нее получат благословение все племена земные и всему миру будет даровано счастье. Имя же ей будет Мария». Сказав это, Архангел стал невидим. Услышав благовестие небесное, Анна поклонилась и возблагодарила Бога, обещав, что отдаст рожденное дитя на служение Ему. Полная несказанной радости, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы в храме возблагодарить Бога за великую милость.

Между тем, после явления Анне, Архангел Гавриил предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение станет радостью всему миру. Иди в Иерусалим к Церкви Божией. Там у Золотых ворот встретишь свою супругу. Ей возвещено то же, что и тебе».

Обрадованный ангельским благовестием, праведный старец поспешил в Иерусалимский храм и действительно нашел у Золотых ворот молящуюся Анну. Сцена встречи Иоакима и Анны и целование их – одна из излюбленных тем древних иконописцев. И радовались великой радостью праведники вместе, славословя Господа. Молва о чудесном событии быстро распространилась среди народа. И когда Иоаким принес обильные дары Господу, то первосвященник Иссахар, раньше грубо оттолкнувший дары Иоакима, теперь милостиво принял их. Обрадованный старец сказал: «Теперь знаю я, что внял мне Господь и отпустил мне все грехи мои». В веселии и ликовании возвратились праведные Иоаким и Анна в Назарет, в дом свой. И когда Анна зачала, то она с радостью говорила: «Теперь знаю, что Господь Бог благословил меня, ибо я была вдовой, и вот нет этого более; я была неплодной, и я зачала».

9 декабря мы празднуем день зачатия святой Анной Пречистой Девы Марии и через 9 месяцев, 8 сентября, мы празднуем день Рождества Ее. Так в маленьком галилейском городе родилась «Мати радости», «сокровище жизни», «Света чертог» (из церковных песнопений). «Сей день Господень, радуйтеся, людие!» (стихира праздника).

Великое рождение было плодом целомудрия праведников: «Непорочно поживши для Бога, родили счастье всех»,– говорит церковная песнь. Мария была небесным даром от Бога Иоакиму и Анне. Можно представить себе, как велика была радость и ликование родителей. Праведная Анна была готова «от радости плескать руками», как поется в праздничной стихире, и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы… Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в обшее веселие, радость и спасение» (служба празднику, стихира на великой вечерне, утра 2-й канон). Иоаким, ликуя, говорил: «Мне родился жезл, от которого произрастет цвет – Христос» (служба празднику седален по полиелее утрени праздника Рождества Богородицы).

Родители обещали посвятить свое Дитя на служение Богу и исполнили это обещание: трехлетнюю Деву Марию отвели на жительство в Иерусалимский храм. После Введения во храм Богоотроковицы праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете восьмидесяти лет, Анна же почила в Иерусалиме семидесяти девяти лет, прожив близ своей Пресвятой дочери два года.

(Глава из книги А.Трофимова «Ритмы церковного года»)

http://alexandrtrofimov.ru/?cat=12

20.09.2024 Автор: Категории: Uncategorized Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *