Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

6 ИЮНЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». По преданию православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как «Владимирскую».

Икона Владычицы до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине ХП столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия – Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

Многочисленные чудеса от иконы Владычицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.

Князь Андрей Боголюбский – это целая интереснейшая эпоха: начало создания нашего государственного ядра. Это совсем иной принцип государственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отказываясь и чего не любя, и ушел князь Андрей на север. Решив переселиться из Вышгорода на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно служил перед нею молебны. Во Владимире на Клязьме жители встретили икону с усердием и радостью. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав от Владимира десять верст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и эти лошади не пошли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконою Богоматери и слезно молился. Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить храм в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени – 1160 года – святая икона стала именоваться иконой Божией Матери «Владимирской».

В 1164 году икона Божией Матери «Владимирская» была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божью Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня».

B 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих.

Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

Москва встретила икону 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ее», – говорит летопись. Митрополит и великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием», – говорит летопись. Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные

Москва. Сретенский монастырь. Фото начала XX века.

мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана… Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. «Тогда нам с ними не сладить», – воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы: «Да не забудут люди дел Божиих», – как повествует об этом летописец.

Итак, после 242-летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

Благодатной помощи Владимирской иконы Божией Матери приписывают избавление Москвы: в 1408 году – от набега ордынского хана Едигея, в 1451 году – от нападения ногайского царевича Мозавши и в 1459 году – от нападения его отца, хана Седи-Ахмета, пошедшего войной на Москву.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний.

Ее называли «Пояс Богоматери». Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь, воздвигнутый на том месте, где была встречена икона 26 августа 1395 года при нашествии Тамерлана.

В 1521 году казанский хан Махмет Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович едва успел собрать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая наступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь Кремлевского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Петр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлевских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почившие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, «так как люди здесь забыли заповеди Господни». «Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую».

Монахиня поспешила рассказать обо всем, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Таким образом, предстательством Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Ее Владимирским Москва и отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднества иконе Божией Матери «Владимирская»:

21 мая – в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет Гирея в 1521 году;

23 июня – в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 году;

26 августа – в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.

Отечественный проповедник архиепископ Иннокентий Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно не было спасено дивным заступничеством Владычицы, говорит: «Нельзя не пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией». Посему достойно и праведно петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались мы к самому краю бедствий и теряли уже всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Владычица Божия Матерь являла Свою славную помощь.

При таких знамениях и благодеяниях, излитых на Русскую землю через чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны русского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии Патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед нею знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим Государям.

В 1547 году в московском Кремле произошел сильный пожар. Икону Божией Матери «Владимирская» собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть ее с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.

С тех пop святая икона Владимирской Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство наши цари и избирались первосвятители Русской земли.

(Протопресвитер Александр Киселев. Чудотворные иконы Божией Матери в истории России)

05.07.2024 Автор: Категории: Uncategorized Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *