МОГУТ ЛИ ЛЮДИ УВИДЕТЬ БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ?
31 марта, во второе воскресенье (по церковно-славянски воскресенье — «неделя», а неделя — «седмица»), мы чтили память святителя Григория Паламы. Это был греческий подвижник 14 века, который подвизался на Афоне и там узнал о практике монахов-исихастов, которые пребывали в молитве и тишине. Они молились совершенно особенным образом, не так, как мы.
Они входили в особое духовное состояние и начинали видеть Нетварный Свет. Спор — является ли практика молитвы исихастов истинной молитвой или не является — это очень сложный вопрос.
Свет, которым просиял Господь при Своем Преображении — Нетварный, исходящий от Бога. Ведь Бог — есть Свет.
Могли ли исихасты войти в состояние апостолов, которые видели Преображение Господне? В 14 веке Церковь признала, что да, это возможно.
Святитель Григорий защищал православный опыт духовной жизни. Утверждал, что человек, как и апостолы во время Преображения Господня, может по дару Бога видеть Божественную славу, явление Божественных энергий.
Почему же столь важно, что святителю Григорию посвятили отдельную неделю Великого Поста? Великий Пост — это время молитвы и покаяния. Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского:
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело — суть средства для стяжания Святого Духа Божьего».
Преподобный Серафим говорит о познании Бога, о том, что наша христианская жизнь есть средство к познании Бога, к стяжанию благодати Духа Святого. Святитель Григорий Палама как раз и разъяснил, что такое благодать Божия, что это не просто какой-то тварный дар, но это энергия Бога, Сам Бог, открывающий Себя человеку в опыте духовной жизни.
Поэтому во время Великого поста, совершая память святителя Григория, Церковь напоминает верующим о том, какова главная цель духовного подвига — стяжание благодати, просвещение Божественным светом. Это то, к чему должен стремиться каждый верующий.
Неделя Григория Паламы призывает вспомнить нас о празднике Преображения Господня. Наша христианская жизнь состоит в том, что мы должны преобразиться. Из людей грешных — стать людьми праведными. Из людей плотских — стать людьми духовными, людьми Божиими. И это относится к каждому из нас.
Мы все должны научиться молиться молитвой духовной, сосредоточенной и напряженной. Чтобы видеть Божественный Нетварный Свет.
Нам всем нужно научиться вникать в смысл молитвы, стараться просить у Господа своими словами о том, что нам необходимо. Просить у Господа, чтобы Он исправил нас. Чтобы тот грех, который одолевал нас, от нас отошел.
Идет Великий Пост, и впереди у нас еще много дней Поста. А ведь это — очень благодатное время. У нас есть время поработать над собой, очиститься и преобразиться.
НА фото: Божественная Литургия в Воротынском Храме в Неделю святителя Григория Паламы. 31.03.2024 г.