«Боже, милостив буди мне грешному!» О смирении и праведности
Добрый зимний день, дорогие друзья!
Сегодня в Воротынском храме, несмотря на трескучий мороз, было многолюдно. Радостно отслужили Божественную Литургию. Радостно, ведь каждое воскресенье мы вспоминаем праздник Пасхи!
Сегодняшнее воскресенье — это Неделя о мытаре и фарисее. И мы ещё на шаг приблизились к Великому Посту.
Сегодня в Храме мы услышали очень известный Евангельский отрывок о молитве двух совершенно разных людей — грешника и праведника.
О чем он? Отец Андрей очень подробно рассказал нам об этом.
В храме стоят и молятся 2 человека — мытарь и фарисей. Как мы знаем, мытарь — самые презираемый человек. В глазах других людей он грешник, неправедно обирающий людей… Мытарь осознаёт это, стоит у дверей храма, опустив глаза. Молитва мытаря проста:»Боже, милостив буди мне грешному». Он бьёт себя в грудь и ни о чем более не смеет просить Господа.
Праведный фарисей стоит посредине Храма. Он соблюдает все 10 заповедей, постится, молится… Считает себя праведным, и это чувство даёт ему право судить другого человека. Он молится о другом — он благодарит Бога о том, что не такой, как мытарь. Но молитва мытаря оказалась более угодна Богу, чем молитва фарисея. Одна фраза – «Господи, милостив буди мне, грешнику!», – а Господь, глядя на этого человека, говорит своим ученикам: «Истинно говорю вам, что мытарь пошел в дом свой более оправданным, чем фарисей».
Батюшка напомнил нам, что сюжет о мытаре и фарисее — о том, как не впасть в искушение собственной праведностью. Если мы молимся, соблюдаем все посты, кладём сотни земных поклонов и «вычитываем» акафисты и молитвы, а при этом кичимся этим и осуждаем других, с нашей точки зрения, гораздо менее праведных, то мы ничем не отличаемся от этого фарисея. Никакая «праведность» не даёт нам право судить других, указывать близким и не очень близким людям, как им следует жить.
Главное в отношении ко всему — это любовь, а не сравнительная оценка. Ведь ошибаться может любой человек — и праведный, и грешный.
Отец Андрей напомнил нам, что следующая неделя — сплошная. Это значит, что в среду и пятницу поста нет.