Ответ прот. Андрея Самсонова на вопрос читателей «Воротынской газеты».
Вопрос: «Несет ли мужчина ответственность за аборт, сделанный женщиной (женой, сожительницей) с его ведома? А если женщина пошла на операцию без его согласия? Надо ли ему за этот грех женщины каяться?»
Ответ: Прежде всего, боголюбивые читатели, необходимо вспомнить о предназначении брака с точки зрения Православия. Согласно определению Катехизиса Русской Православной Церкви, брак есть одно из семи Таинств, в котором при свободном, пред священнослужителем и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью. В этом Таинстве им испрашивается благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Надо помнить, что этот союз, основан не только на взаимной любви, но и общей ответственности. Однако, при заключении брака подчеркивается, что «муж глава есть жены»(Еф. 5,23). Поэтому, при взаимной ответственности супругов, ответственность мужа за семью перед Богом большая. Кроме того, Господь говорит о муже и жене: «они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 6). Этим утверждается единомыслие и единодействие в семье. Получается так, что любой поступок мужа отражается на жене и наоборот. Представим себе двух лошадей в одной упряжке — чтобы ни сделала одна, другая это обязательно почувствует. Также и у супругов.
Теперь вернемся к основной теме вопроса: виновен ли муж? Если он глава семьи, то конечно да. И должен каяться на исповеди не меньше жены. Причем, как утверждают сами женщины, подавляющее большинство из них не хотят идти на аборт. Могут быть возражения: а если обстоятельства, нет жилья, низкий материальный достаток, уже есть ребенок и его надо достойно вырастить…? Соглашусь, трудностей в нашей жизни не мало… Однако и легкой жизни никто не обещал. Ну а возьмите многодетных мусульман, которым религией запрещено делать аборты, у них все безоблачно? Сомневаюсь. Многие священнослужители нашей епархии имеют многодетные семьи, думаете нет трудностей, или всегда решен вопрос с жильем? Уверяю вас, опять нет. Терпят, смиряются… А детки просто замечательные.
Если следовать логике, что аборт совершается от бытовых трудностей, то можно предположить, что многодетными должны быть олигархи у которых в этом плане все нормально. Но вот парадокс — у них, как правило, 1-2 ребенка… Почему? — может дело все-таки не в житейском? Тогда в чем же? Ответ очевиден — дело в голове, а точнее, в умении правильно мыслить. Может ли быть счастливой семья, когда отец и мать договорились убить своего ребенка? Нет. Они ведь вступали в брак, чтобы рожать и растить детей, не взирая на трудности и обстоятельства. Именно искренняя вера в Бога дает возможность правильно мыслить и поступать.
Конечно, последнее слово за матерью, ведь это она идет на так называемую «операцию». Она в последний момент может одуматься, мужественно принять все возникающие трудности и сохранить жизнь ребенку. В противном случае именно мать будут нестерпимо жечь воспоминания о соделанном грехе, причем, с каждым годом все сильнее.
Если жена, нарушив семейную иерархию, самостоятельно решилась на аборт не поставив мужа в известность, то вся вина полностью на ней. Коснется ли эта трагедия мужа? — конечно, они же в одной упряжке. Надо ли каяться в этом грехе? конкретно в этом — нет. Однако необходимо осмыслить почему так произошло. Может отец виноват в том, что не сумел организовать жизнь семьи так, чтобы вопросов о том, сохранить ребенку жизнь или нет, попросту не возникало? Жена — немощнейший сосуд благодати Божией(1Петр. 3;7), нуждается в поддержке мужа, родителей, родственников. Она особенно важна в период беременности, родов. Ведь ожидают на свет появление новой ветви на генеалогическом древе. Какой будет эта ветвь многоплодной или напротив, сухой? Во многом это зависит от близких людей.
А виноваты ли родственники, давшие совет убить ребенка? Конечно. Возможно именно их слова склонили духовную чашу весов женщины в сторону греха. Тогда и им предписано покаяние…
Что хочется сказать в заключении, все здесь сказанное никоим образом не ставит целью кого-то осудить или обидеть. Просто дана пища для размышления. В свое время почитаемый в Сербии патриарх Павел говорил, что Косово проиграно не на полях сражений, а в иной сфере. 100 лет назад в этом крае проживало 75% православных сербов, которые в среднем рожали по 1-2 ребенка и делали 2 аборта, и 25% албанцев-магометан, которые рожали по 5-6 детей и абортов не делали. Сейчас уже 75% албанцев изгнали 25% сербов и живут там самостоятельно. В этом патриарх видит кару постигшую сербов за детоубийство. Будем помнить, что мудрые учатся на ошибках других… Господи, сделай нас такими!