Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

30 мая. Неделя о самаряныне

Неделя о самаряныне.
(проповедь протоиерея Андрея Самсонова)


«Сегодня 5-я неделя по Пасхе, и мы вспоминаем случай, когда Господь был изгнан из Иудеи. Он ушел, т.к. иудеи хотели его убить, и Он пошел в Галилею, где было спокойно. Прямой путь 120 км (порядка 3 дней ходьбы) лежал через Самарию.
Самаряне были народом враждебным иудеям. Так сложилось исторически. Во время Вавилонского пленения самаряне смешались с завоевателями и остались жить на своей земле, а так же и там, где жили иудеи. А иудеи были изгнаны, взяты в плен и жили в Вавилоне. По возвращении из пленения, когда стали возрождать храм в Иерусалиме, самаряне тоже хотели его строить. Но евреи запретили им, отделившись от самарян, как от людей второсортных. Самаряне обиделись и стали всемерно вредить иудеям. и благодаря их «трудам», строительство Храма было затянуто на 15 лет. Эта вражда была не только в религиозной области, но и повсеместно. Поэтому иудеи, которые шли через Самарию в Галилею, рисковали — их могли даже убить. Напрямую шли люди смелые, остальные шли в обход.
Господь пошел напрямую. В 6-м часу (по нашему, около 12 ч. дня), там был страшный солнцепек. В это время все отдыхали в тени. Господь сидел в тени у колодца, когда туда пришла самарянка. Её звали Фотиния — «светозарная». Возникает вопрос: «а что женщине в 12 часов делать на источнике?» Мы знаем, что и по нашей традиции, на источник всегда ходили рано, когда не было жары. Женщины обычно приходили на источник, как на базар — обсуждали все события, общались, приводили детей. Но в полдень на источник никто не ходил. Почему же Фотинья пошла на источник?
Евангелие нам об этом говорит. Потому, что она была отвержена обществом, т.к. была блудница. Об этом все знали и осуждали ее, и она не могла ходить со всеми вместе.
Этот источник был очень глубок, порядка 30 метров. Почерпнуть из него воды не было никакой возможности. Женщины ходили туда с веревкой и кожаным мешочком. Мешочком поднимали воду и наливали в водонос. Водонос — это глиняный сосуд, который вмещал в себя 10 л воды, сам он весил около 6 кг. Это был большой труд — сходить на источник.
И вот, когда Господь отдыхал, пришла Фотинья, и Он просит у нее пить. Это было как гром среди ясного неба. Почему?
Дело в том, что мужчины не разговаривали с женщинами на Востоке. И до сих пор там незнакомый мужчина не имеет права разговаривать с женщиной. Разговаривать женщина может только с женщиной и со своим мужем.
И вдруг: «Дай мне пить!» В Евангелии она отвечает: «Как ты, еврей, просишь у меня, жены самарянки пить? Мы же не общаемся!» Из того сосуда, из которого пил иудей, самарянам пить уже нельзя. Это была огромная проблема.
Господь отвечает: «Если бы ты знала, Кто тебя просит, ты бы сама у Меня просила воды напиться». Она думает, что речь идет о колодезной воде. О какой же воде может говорить Господь?
Он говорит, что тот, кто пьет эту воду, еще захочет пить, т.к. нельзя вдоволь напиться. А «выпив ту воду, которую дам Я, он никогда не будет жаждать».
Некоторые предполагают, что Господь говорит о Духе Праведном. Действительно, Дух Святой так наполняет наши душу и сердце, что нам больше ничего не надо. Чем больше человек пребывает в благодати Святого Духа, тем меньше ему требуется воды, еды, всего остального. Вода — есть образ Духа Святого, который ведет в Жизнь Вечную.
Кроме того, было представление, что когда придет Мессия, откроются совершенно необычные источники, которые будут источать воду живую, больных исцелять, мертвых воскрешать, и будут источниками всякого богатства. Это представление было и у самарян, и у иудеев.
Когда Фотинья говорит: «Дай мне этой воды напиться!», Господь отвечает: «Иди, позови мне мужа!» Она отвечает, что мужа у нее нет. Господь открывает правду о ней, и тогда она понимает, что рядом с ней находится пророк. Поняв это, она сразу переходит на другую тему и спрашивает: «А где же нам поклоняться?»
Евреи не взяли самарян строить храм, и самаряне построили свой храм на горе Харизим. Евреи этот храм не признавали, говоря, что там нельзя приносить жертву. Евреи могут приносить жертву своему Богу только в Иерусалиме. Поэтому, т.к. там сейчас нет храма, евреи уже более 2 тыс. лет не приносят Богу жертву.
Господь сказал, что спасение от иудеев, т.к. их вера более правильная. Но будет такое время, когда не только в Иерусалиме будет приноситься жертва, но в Духе и Истине она будет приноситься повсеместно. Нас радует, что мы сейчас можем приносить жертву нашему Богу в любом месте. При одном условии — чтобы это было в Духе и Истине.
Фотинья, услышав Его слова, побежала в город, на площадь, и позвала всех посмотреть на Христа, которого она встретила у колодца. Народ вышел посмотреть. Колодец был почти в черте города Сихарь. Если посмотреть на карту, то такого города найти нельзя. Так иудеи презрительно называли город Сихем. «Сихарь» в переводе означал «Город нечестивцев», «Город обманщиков».
И когда Господь пробыл 2 дня в этом городе, они действительно уверовали,что перед ними тот Христос, который должен придти.
Как можно понять это Евангелие, его образы?
Блудница — это образ всего человечества, «рода блудного и прелюбодейного». С другой стороны, Евангелие и Слово Боже было проповедано врагам, недоброжелателям, и сердца их умягчились, и они приняли Христа. Какой это прекраснейший урок!
Мы иногда думаем и рассуждаем, что кому-то можно сказать слово, а кому-то — нельзя.
А Господь нам показывает, что СЛОВО БОЖИЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСЛЫШАНО ВСЕМИ. И даже твоими лютыми врагами. Настолько сильно действие благодати Святого Духа, что оно умягчает любые сердца.
Вот нам добрый урок обращения с нашими близкими. Во-первых, никого мы не должны считать врагами. Если кто-то, как мы считаем, поступает с нами несправедливо, то так поступает он только по Воле Божией, для нашего спасения. Бывает иногда, что и врач делает нам больно, но лишь для того, чтобы исцелить. Поэтому и наши недоброжелатели иногда поступают так с нами, чтобы мы поняли, что есть в нашей душе уголки, которые исполнены гордыни.И поэтому мы не должны отвечать на это враждебно. Мы должны знать, что всё происходит о Воле Божией. И даже недругов мы можем сделать друзьями, ка сделал Господь своими друзьями самарян.
Так что эта Неделя о дружбе, о мире, о любви.
Христос Воскресе!»

01.06.2021 Автор: Категории: Uncategorized Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *