Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

Крещение Господне

19 января – Крещение Господне. Почему этот праздник называют еще и Богоявлением?

Когда Иисус Христос вступил в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна Предтечи, людям впервые были явлены все Три Лица, Три ипостаси Триединого Бога – Отец, Своим гласом известивший о Сыне Своем возлюбленном, Сын Божий, пребывающий в водах реки и Святой Дух, сходящий с Небес в виде голубя.

Отсюда и название праздника Крещения — Святое Богоявление.

Об этом событии повествуют все евангелисты: пророк Иоанн призвал народ прийти к нему на Иордан и покаянно омыться там от грехов, чтоб быть готовыми к вступлению в Царство Божие. Туда же пришел и Иисус.

Пророк сразу понял, что перед ним – не простой грешный человек, перед ним – Тот, Кто не только Сам безгрешен, но и пришел к людям, чтобы взять на Себя грехи всего мира, Тот, Кто по великой любви к людям принял плоть, соединив в Себе и Божественную и Человеческую сущность.

Креститель говорит об этом Иисусу. Однако Тот ответил, что Ему необходимо пройти весь путь человеческий честно и до конца. Этот путь начался в вифлиемских яслях и продолжается ныне в водах Иордана вместе со всеми грешниками. А впереди будет Крест, Голгофа и Воскресение…

Крещение Христово на Божественном пути искупления грехов человеческого рода символизировало очищение, имело значение преобразующего, обновляющего действия на человеческое естество. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, дарует свет, обновление, исцеление, возрождение и как бы новое рождение («пакибытие»).

Погружением Своим в воды Иордана Господь не просто освятил «все естество вод» и всю землю, но фактически предизобразил и основал таинственно-благодатный способ возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя перед людьми как Основатель нового благодатного Царства Христова, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28:19—20).

18 и 19 января в храмах совершается Великое освящение воды, во время которого прославляется Творец всего сущего, вступающий в нашу земную суету, осознающий Себя кровной частью грешного народа. А мы – люди Его Церкви – участвуем в этом действе и с трепетом внимаем словам песнопения: «Ты бо хотением от не сущих во еже бытии приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми  времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси…» (из молитвы Последования великого освящения воды святых Богоявлений).

Пребывая в эти дни на богослужении в храмах, мы становимся свидетелями людской толчеи вокруг столов и скамеек с десятками банок, бутылок, ведерок, ведер, кастрюль, баков, наполненных водой. И православные и иноверцы набирают освященную воду – Великую Агиасму – и хранят ее дома как величайшую святыню. Церковь молится при освящении воды о даровании ей через невидимое явление Святаго Духа благодати спасения, силы на всякую пользу: «нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление; демонов всегубительство; сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную». Церковь употребляет крещенскую воду для окропления храмов и жилищ, для врачевания болящих, благословляет ее пить тем, кто не может быть допущен к Святому Причастию.

А сколько разных поверий ходит-бродит средь людей о свойствах «богоявленской» (18-го, в крещенский сочельник) и «крещенской» (19-го, в самый день праздника) воды: и то, что свойства у них разные, и то, что Великая Агиасма, вкушаемая вместе с просфорой, может полностью заменить собой причастие Тела и Крови Христовых, и то, что можно омолодиться посредством этой воды.  Ну а уж если в полночь на Крещение искупаться в проруби, так все грехи смоешь без всякой исповеди. А кто не слышал рассуждений про то, что вода – великая первооснова жизни, хранительница вселенской, космической информации. И наконец, все источники воды на Земле в ночь на Крещение неким магическим образом сами собой обновляются, так что и в храм за водой, в общем, идти не надо, достаточно открыть в полночь кран на кухне…

Конечно, это всё не имеет под собой ни научного, ни религиозного основания. Обычные людские домыслы.

Главное, мы должны понять, принять и сохранить простой, евангельский и человеческий смысл Крещения Господня. Он для нас – христиан – является особо важным и наиболее практически значимым. Иисус Христос призвал следовать за Ним. Принимая крещение в водах Иордана, Иисус говорит: Я с теми, кто пришел покаяться и омыться, Я делаю это ради них, пребывающих в постоянной борьбе со злом и грехами. Как тяжка эта борьба, знают те, кому знакомы слезы раскаяния перед крестом и Евангелием, а значит перед Господом, на исповеди…

Не мы для Него, а Он для нас совершил этот шаг в возрасте тридцати лет в иорданскую воду настолько решительно, что Иордан потек вспять, убоявшись этой решительности. После этого события Господь уже не останавливался, да и все главные события, о которых говорят евангелисты, произошли после Крещения

Своим крещением Господь говорит нам: вы способны изменить самих себя! Все притчи и все заповеди Христа именно об этом. Об этом – всё то, что делал Он Сам и до, и после смерти на кресте, и делает до сих пор.

Нет, не бутыль крещенской воды приближает нас к Богу, не полуночное ныряние в прорубь, а исполнение заповедей. Иного пути нет! Простые заповеди: живи в мире и согласии с людьми, окружающими тебя дома, на работе, на улице, в школе, не делай пакостей, если имеешь возможность, поделиться с голодным и нагим. Сделай этот мире чище и добрее, чтоб ближнему твоему стало от тебя светлее и радостней. И главное, люби Бога и вот этого самого ближнего, как самого себя. Если это произойдет, то наступит Царство Божие здесь, на Земле.

Сделайте шаг по пути в Царство Божие, в которое призывает всех нас Христос Господь, «во Иордане креститися изволивый спасения нашего ради».

Дюжаков А.М.

17.01.2016 Автор: Категории: Новости Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *