Сайт Воротынского Благочиния
Главная
 

О Страстной седмице

В этом году 7 апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, завершается Святая Четыредесятница – самая длинная часть Великого поста. И наступают его скорбные дни – Страстная седмица. Однако ей предшествуют два дня торжества Иисуса Христа: 8 апреля в субботу по Церковному Уставу, за неделю до Светлого Воскресения Христова вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря, 9 апреля – праздник Входа Господнего в Иерусалим.

С вопросами читателей о смысловом значении наступающих дней Великого поста Александр Дюжаков обратился к секретарю Лысковской епархии, благочинному Воротынского округа, настоятелю храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя р.п. Воротынец протоиерею Андрею Самсонову. 

Отец Андрей: Прежде всего, хотелось бы поприветствовать боголюбивых читателей и преподать им Божие благословение!

Рассуждая о смысловом значении последних дней Великого поста, скажу, что Лазарева суббота для христиан является первой «ласточкой» Светлого Воскресения Христова. Воскрешение Лазаря, пробывшего во гробе 4 дня, весьма символично: это воскрешение во Христе каждого человека. Для Бога нет ничего невозможного. Какие бы тяжелейшие грехи ни тяготили душу человека, какие бы оковы страстей ни держали бы её в плену-гробе страстей в течение нескольких лет и даже десятилетий (в том символика четырех дней), нужно только покаяться и призвать Бога, и Он, как любящий Отец, воскресит каждого из нас.

Весть о чуде, совершенном Иисусом Христом, быстро разнеслась по Иерусалиму, где собирались толпы богомольцев накануне праздника иудейской пасхи. Христос решил использовать этот торжество и всенародно заявить о себе как о Мессии. Спаситель говорит: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому». Он пожелал вступить в город, как и его царственный предок, Давид, сидя на осле – символе мира. Почему не на коне? Все просто: таким образом в город вступали воины.

Ученики Христа, чтобы выразить свое уважение Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них седло. Народ устилал дорогу перед шествующим на осле Иисусом свежими пальмовыми ветвями как перед победителем, встречал его приветственными криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!». «Кто это?» – спрашивали жители Иерусалима, выходя к воротам города. «Это Иисус, Пророк из Назарета», – отвечали богомольцы. Христос нёс Благую Весть, а люди ждали сигнала к восстанию против римлян. Ведь даже ученики Христа не понимали смысла происходящего, они спорили между собой, деля будущие места у трона… Окруженный народом, но одинокий, шествовал Иисус по праздничным улицам столицы. В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Крестных страданий, искупающих людские грехи великой Жертвой, нам явлено Царство Господне на земле – царство не могущества и силы, а всепобеждающей любви.

На богослужении Лазаревой субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. По православной традиции во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят с ветвями. На Востоке – это ветви пальм, лавра и цветы, а потому последнее перед Пасхой воскресенье величают также Неделей Ваий (от греческого «ваиа» — пальма). В России ветви пальм заменяет распустившаяся к этому времени верба, вестница наступающей весны (отсюда народное название праздника – Вербное воскресение).

Лазарева суббота и Вербное воскресение – это остановка-оазис в спасительной пустыне Великого поста. Это луч утренней зари-надежды перед мраком человеческого предательства и отречения от Бога на Страстной седмице.

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется в православии Страстной седмицей, а к названию каждого дня добавляется слово «Великий» или «Великая». В это время мы вспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную Смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения. Пост в эти дни отмечается особой строгостью.

Первые три дня Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великий Понедельник верующие вспоминают Иосифа, которого братья продали в рабство в Египет, как прообраз страдающего Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминают случай со смоковницей, которая засохла по слову Христа, как символ того, что то же произойдет и с любой душой человеческой, не приносящей плодов духовных: молитвы, покаяния, добрых дел по отношению к своим ближним.

В Великий Вторник верующие вспоминают слова Христа, сказанные им в храме Соломона: притчи о Страшном суде, талантах, десяти девах, о том, нужно ли давать дань кесарю, а также об обличении Христом книжников и фарисеев.

Великая Среда – скорбный день для верующих, так как именно в среду Иуда Искариот предал своего Учителя за тридцать сребреников. Кроме того, в этот день вспоминают грешницу, омывшую ноги Христа своими слезами и помазавшую его драгоценным миром, что символизирует подготовку к погребению.

Из всех дней Страстной седмицы особо знаменательным является Великий Четверток (Четверг). В этот день памятуется Тайная вечеря, во время которой Христос раздал апостолам кусочки хлеба со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Давая выпить из чаши, Он говорил: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мат. 26: 26 – 28). Так была проведена первая литургия и Самим Господом установлено таинство Евхаристии – Причащения тела и крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией преображаются подготовленные хлеб и вино. Поэтому так важно постараться исповедаться и причаститься в этот день.

Вечером в Великий Четверг на богослужении читаются двенадцать отрывков из Евангелий, повествующие о событиях от Тайной вечери до страданий, Крестной смерти и погребения Спасителя. Молящиеся во время этих чтений стоят в храмах с зажженными свечами.

Кроме того, верующие вспоминают об омовении ног Христом своим ученикам, молитву Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великая Пятница – самый скорбный день Церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас – около трех часов дня). С разрешения римского правителя Пилата праведные Иосиф Аримафейский и Никодим сняли тело Спасителя с Креста, обвили тканями и перенесли в пещеру – гроб, который заранее приготовил для себя Иосиф. Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы совершается вынос из алтаря на середину храма плащаницы – иконописного или вышитого образа тела Иисуса Христа после снятия Его с Креста и положения во гроб. Плащаница остается в центре храма на возвышении для поклонения верующими до пасхальной полунощницы, когда она снова вносится в алтарь.

Великая Суббота – день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе. Душою же Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей. Именно в этот день Господь силой Своих Крестных страданий извёл из ада души праотца Адама, праматери Евы, великих царей, пророков и других праведников ветхозаветного времени.

Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодно происходящее в этот день чудо схождения Благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме. Получение Благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы – это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение традиционных пасхальных куличей, пасох и яиц. А поздно вечером верующие собираются в храмах и ожидают начала праздничного Пасхального богослужения.

А. Д.: Читательница Юлия просит разъяснить, что такое «Сплошная седмица», «Чистый понедельник», «Чистый четверг», и дать совет, как их соблюсти в условиях загруженности на работе по пять — шесть дней в неделю.

о. А.: «Сплошная седмица» – это время, когда отменен пост. Уверен, что это самое простое к исполнению правило. «Сплошными» у нас являются Пасхальная. Троицкая недели, святки и неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом. «Чистый понедельник» – неканоническое название первого дня Великого поста, а также понедельника после Святок. «Чистым» также называют Великий четверг. По народному обычаю, а вовсе не церковному установлению к этому дню было принято завершить уборку и украсить свои жилища к Пасхе.

А. Д.: Ещё один вопрос от читателей: «Зачастую, в суете событий, мы забываем день поминовения родственников (двоюродных, троюродных и др.) и спохватываемся позже нужной даты. Как поступать в таких случаях?

о. А.: Помянуть родственников никогда не поздно, даже если уже прошла дата рождения или блаженной кончины. Думаю, что правильнее поминать усопших сродников не только в дни их памяти или Вселенские родительские субботы, но лучше каждый день. Для этого необходимо завести так называемый «помянник» и прочитывать его после совершения утренних молитв.

Глубоко убежден в том, что для Бога важна не календарная дата, но искренняя любовь к усопшим родственникам.

 

 

 

12.04.2017 Автор: Категории: Новости Нет комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *